История

Памятник на привокзальной площади П.С. Палласу г. Палласовка



Был основан в 1907 году как железнодорожная станция. Палласовка получила название в честь немецкого путешественника и натуралиста Петра Симона Палласа, который в XVIII веке проводил экспедицию в местных краях. Любопытно, что сам Паллас в свое время отметил, что «это земля, на которой невозможно жить», делая акцент на жаркий климат летом (температура летом может достигать +45).



Примерно в XV веке в степное заволжье вторглись торгунские племена киргизо-кайсацкой ветви казахов, часть их приняла оседлый образ жизни — занялась отгонным животноводством, прежде всего, овцеводством. Отсюда и пошли пошли названия реки Торгун (на которой ныне стоит Палласовка) и села Кайсацкое.



В конце XVIII века императрица Екатерина II решила закрепить за Российской империей эти немереные земли. Предполагалось заселить их переселенцами из Германии. Немка по происхождению, она хорошо знала цепкость прусской колонизации.

В начале XIX века на севере нынешней территории района был основан ряд немецких так называемых «колонок» — Штрасбург (ныне поселок Ромашковский), Шульцы (ныне — поселок «Красный октябрь»), Ной-Галки, которая и положила начало нынешнему городу Палласовка (сейчас это самая восточная часть города, наряду с микрорайоном 3МБ). В 1910 году в Ной-Галки насчитывалось 252 двора (с населением 2400 человек). Поселок имел молитвенный дом, земскую школу, две маслобойни, паровую и ветряную мельницы. В 1840 году крестьянин Петр Горюшко, приехавший сюда из села Савинка Изюмского уезда Харьковской губернии на разведку земель и возможности их заселения, положил начало селу Савинка, в котором уже к 1917 году было без малого 20 тыс. жителей.



Толчком в экономической жизни района послужила проложенная в 1906 году железная дорога Москва — Астрахань. Так как в то время маломощным паровозам нужно было много воды, на берегу степной речки Торгун поставили водокачку (это самое старое здание района и поныне стоит на территории железнодорожной станции Палласовка), а рядом с ней — небольшую железнодорожную станцию местоного значения.